Одним из наиболее известных и последовательных обоснований одиночества стала философская концепция Э. Фромма. В ней социальные связи представлены суррогатом тех биологических связи, которые были разорваны в процессе становления и развития человека и человечества.
«Человек вырван из изначального единства с природой, которое характерно для животного существования. Обладая одновременно разумом и воображением, он осознает свое одиночество и отделенность, свое бессилие и незнание, случайность своего рождения и смерти» (Э.Фромм, 2004).
Базируясь на этом, Фромм рассматривает личностное развитие через столкновение с парадоксом: существование человека и его благополучие, в том числе психологическое, напрямую зависит от тех социальных связей, которые он может сформировать, а вот его индивидуальное развитие возможно только в том случае, если он способен самостоятельно отстраняться от этих связей, регулируя дистанцию между внешним и внутренним мирами.
Из этого можно сделать вывод, что только настроив внутренний диалог, в тишине заглянув вглубь себя, человек может стать самим собой, понять кто он есть на самом деле.
Это важное знание о себе настоящем будет влиять и на формирование круга общения. Будучи собой, человек привлекает в свою жизнь тех, кто ему
близок ценностно, духовно, с кем есть о чем поговорить и разделить важное, сокровенное.